;
Сурожская епархия. Досье ЦВ

Есть ли на Святой Земле поместная Церковь? | Новости | Сурожская епархия. Досье ЦВ

Есть ли на Святой Земле поместная Церковь?

21.03.2012
Источник информации: РЕЛИГИЯ и СМИ
Адрес новости: http://www.religare.ru/2_91741.html



Посещая Иерусалимского патриарха в тронном зале патриархии, паломники неизменно слышат о том, что Иерусалимская церковь – Мать всех Церквей. Чем на сегодняшний день является Иерусалимская церковь – Православная церковь наСвятой Земле? В первую очередь она представлена Иерусалимским патриархатом, население которого делится на две части:

а) греческие монахи из Святогробского братства, 105 человек в настоящеевремя, которые все являются уроженцами других стран, в первую очередь Грециии Кипра. Эти монахи живут в здании Патриархии или являются насельникаминебольших греческих монастырей на Святой Земле. Из них избираются архиереипатриархии. Греческой мирской общины на Св.Земле не существует вовсе. Однаконедвижимость и земельные владения патриархии контролируются в первую очередьэтой греческой монашеской общиной.

б) Арабское православное население и его белое духовенство.

Это реальнаяпаства Иерусалимской патриархии, ее социальная база.

Начиная с 17 в.,арабская православная община "тает" из-за перехода многих в католичество, апотом и в простестантство. Католические миссии достигали такого успеха,благодаря своим школам и семинариям, а также хорошо организованной общиннойработе. Сегодня в Израиле и Палестинской автономии арабов-католиков немногимбольше, чем арабов православных (православный Иерусалимский патриархат всеже больше за счет Иордании: там католических миссий было меньше).

Начиная со Средних веков, Иерусалимская патриархия ограничивается арабской игреческой паствой (что очень важно: тогда эта греческая паства также реальноприсутствовала на Святой Земле), а иностранные паломники или монашескиеобщины оказываются связаны с представительствами их поместных церквей: таквозникло грузинское, сербское, русское присутствие.

ПоминовениеИерусалимского патриарха не ставилось под сомнение, но административнойзависимости не было, так как на поместные церкви падала выплата налогов исодержание относящегося к ним имущества. Давление на них привело бы новомуфинансовому бремени для патриархии.

В настоящее время, помимо Иерусалимской патриархии, Православная церковь наСвятой Земле представлена Русской миссией, существующей с 1847 г.,(московской и зарубежной в настоящее время), и Румынской, с первой половины20 в. При этом <стоят в очереди> на свое представительство на Св.ЗемлеГрузинская церковь, Сербская, Польская и, возможно, Украинская. Русская миссия была создана для приема паломников и просветительской работыс местным православным населением. Ее <материальной базой> быламногочисленная недвижимость, приобретенная в 19 столетии и в немалой частиутерянная в 20.

Наличие русских монастырей и храмов оказалось "каноническимоснованием" русского церковного присутствия, так как стало необходимымподдерживать в них богослужебную жизнь. Таким образом образовалосьпостоянное русское церковное присутствие, очень похожее на нынешнеегреческое присутствие на Св.Земле: духовенство русской Миссии и насельницы инасельники монастырей стали в своем роде "русским Святогробским братством".

Как отметил в свое время архиеп. Марк Берлинский, наблюдающий за деламирусской зарубежной миссии в Иерусалиме, "русских монашествующих на Св.Землев настоящее время больше, чем греков". Больше, добавим от себя, в полторараза.При этом у русской миссии исторически не было своей паствы на Св.Земле, какбыли православные арабы у Иерусалимской патриархии. Однако приезд в Израильна рубеже 20-21 вв. большого количество русскоговорящих евреев и ихродственников несколько меняет ситуацию: на Св.Земле оказалось немало людей,изначально принадлежащих к Русской церкви. Румынская миссия была создана в первой половине 20 в. для окормленияпаломников и для поддержания монашеской общины на берегах Иордана. Когдапосле войны 1967 г. Монастыри на берегах Иордана оказались в приграничнойзоне, Румынская церковь стала искать новое место для монастыря. Оно былоприобретено в Иерихоне, где несколько лет назад и был устроен монастырь.

К сожалению, в последние годы появились обстоятельства, нарушающие мир ицерковное единство между православными. Они ясно проявились в уходящем 2011г. Таких обстоятельств три: действующий румынский монастырь в Иерихоне,несостоявшийся храм в русской гостинице на берегах Иордана и бесчинствагреческого архимандрита Досифея в Кане Галилейской в отношении негреческихпаломников.

Строительство румынского монастыря в Иерихоне привело к временномупрекращению общения между Иерусалимской церковью и Румынской, которое до сихпор не уврачевано. Объяснение этого очень логично: Румынская церковьнарушила каноны, воздвигнув монастырь на территории иной поместной церквибез ее разрешения. Историческое обоснование румынами своей позиции в том,что у них уже был монастырь в тех местах, вблизи Иордана, который внастоящее время невозможно использовать (настоятелем именно этого монастырябыл св.Иоанн Румын – великий подвижник нашего времени, подвизавшийся наСвятой Земле). К тому же участок в Иерихоне официально принадлежит Румынскойцеркви. Более того, Румынская миссия имела устное благословение покойногоИерусалимского патриарха Диодора, которое, действительно, так и осталось еголичным устным благословением, но не было официально проведено через Синод.Но являются ли эти обстоятельства, а также устное благословение Патриархадостаточным каноническим основанием для строительства монастыря? Ситуация с русской гостиницей и храмом в Иордании вблизи места крещенияГосподня является во многом сходной. Участок подарен России иорданскимивластями, на нем было решено строить гостиницу, при которой патриархИерусалимский не разрешил строить церковь.

Таким образом, налицо ситуация, когда канонический патриарх накладывает своевето (вполне законное теоретически) на строительство новых храмов. Причина втом, что они не являются греческими. И это при полном отсутствии греческогонаселения в Израиле, Палестине и Иордании. Официальный аргумент, что в одномместе не должно быть двух храмов, вряд ли верен и даже последователен: натерритории Элладской церкви находится 60 подворий Иерусалимской патриархии,а в Константинополе – 3 монастыря.

И здесь встает вопрос – насколько верно в такой ситуации ждать разрешений отИерусалимского патриархата? Не достаточно ли поминать Иерусалимскогопатриарха за литургией (что необходимо по церковным канонам), но неследовать в русле очевидного греческого филетизма: греческий храмразрешается, арабский – контролируется, а русский, румынский или любойдругой не разрешается вовсе, даже при несомненном поминовении Иерусалимскогопатриарха?

Узко национальный характер нынешней политики Иерусалимского патриархатанельзя считать просто <конкуренцией> с русской или румынской ДуховнымиМиссиями. В таком случае сама Иерусалимская церковь занималась бы своейпотенциальной новой паствой. Но этого нет: Иерусалимский патриарх Феофил,как и его низложенный предшественник, не рукоположил ни одногорусскоязычного священника. Те русскоговорящие священники, которые оказалисьв Иерусалимском патриархате, будучи рукоположенными в других поместныхцерквах, все были приняты с большими сложностями. И служа в греческиххрамах, они не имеют даже ключей от церкви: ключи неизменно остаются в рукахгреческого настоятеля, который может быть простым монахом. Так что в лонеИерусалимской патриархии нет ни одного русского или румынского храма, какесть совершенно независимые <этнические> приходы, епархии и экзархаты воВселенском патриархате, Русской, Элладской, Американской и других поместныхцерквах.

Как сообщает впервые выпущенный на русском языке "Святогробскийкалендарь 2012", Комиссией по пастырскому окормлению русскоязычных общинзаведует архиепископ Иорданский Феофилакт. Владыка Феофилакт являетсязамечательным архиереем, но его архипастырское служение проходит не вИзраиле с его более чем миллионным русскоязычным населением, а в Иордании.Секретарем комиссии является тоже замечательный греческий архимандрит, нововсе не кто-то из русских священников Иерусалимского патриархата. Так чтоникакой деятельности, направленной на включение русскоязычных жителейИзраиля, Палестины или Иордании в церковную жизнь Иерусалимскогопатриархата, не существует.

Тот же "Святогробский календарь 2012" в самом начале говорит об "историиИерусалимского Православного Патриархата, называемого еще "Ромейским", т.е.Византийским> (с.6)." К сожалению, это вполне понятная для русского издания,но все же искаженная передача названия патриархата, который официальноназывается "Греческим православным Иерусалимским патриархатом".

К сожалению,не просто Православным: Как следует из сказанного выше, здесь речь идет нетолько о греческой литургической традиции. В связи с этим можно поставить вопрос о том, что если по тем или инымпричинам Иерусалимский патриархат в настоящее время является простогреческим братством на Святой Земле, то стоит ли его воспринимать какподлинно поместную православную церковь Израиля, Палестинской автономии иИордании? Церковью, к которой нет ни эллина, ни иудея, и которая собирала быв себе всю полноту опыта православной жизни этих стран? Очевидно, чтоИерусалимский патриархат на это и не претендует. А чем, в такой ситуации,греческое монашеское братство отличается от русского или румынского?

Да, у Иерусалимского патриархата есть арабоязычная паства и рядовоедуховенство, но и они не допускаются к управлению церковью. Немногочисленноеарабское православное монашество не только не развивается, но иограничивается патриархией, а большие арабские приходы имеют во главе непросто местного настоятеля, но и греческого <наместника>. Несомненно,приходы и монастыри Русской Духовной Миссии на Святой Земле могутстановиться центрами притяжения для русскоговорящих православных. Почему этоне всегда происходит – отдельная тема. Но и здесь Иерусалимская патриархияпытается ввести свои ограничения для развития настоящей церковной жизни(так, например, в городские храмы Русской миссии рекомендуют назначатьнастоятелями иеромонахов (Яффа, Хайфа), а игуменами монастырей – семейныхсвященников (Хеврон)).Особая тема – ситуация в греческом монастыре в Кане Галилейской (который ещенедавно был арабским приходом, храм которого в свое время был построенрусским Императорским Православным Палестинским Обществом для местнойарабской общины). Последние несколько лет наместником монастыря являетсяархимандрит, на которого неоднократно писали жалобы в патриархию и подавалииски в полицию за рукоприкладство в отношении негреческих паломников,которые не купили у него вина, прежде чем зайти в церковь: таковые физическивыталкиваются за ворота самим архимандритом или его арабскими помощниками.

Это касается и мирян, будь то мужчин или женщин, и духовенства. Как говоритодна из лучших русских игумений в Иерусалиме: "Возить паломников в Канутеперь просто преступление". Поскольку канский батюшка является, ксожалению, психически больным человеком, его деятельности не следуетудивляться или, тем более, осуждать его. Однако сохранение его на такомместе является свидетельством того, что для Иерусалимского патриархата непастырская или миссионерская деятельность является приоритетом. И даже нерепутация Православной церкви и самого патриархата.Так можно ли считать, что на Святой Земле есть поместная церковь, и еюявляется Иерусалимский патриархат с его паствой и духовенством?

Можноконстатировать, что сам он в настоящее время таковым себя не считает.Времена, когда в Лавре Саввы Освященного были отдельные часовни для служенияна греческом, армянском и латинском языках давно прошли. ПоминовениеИерусалимского патриарха за литургией необходимо, но нужно лиадминистративное подчинение греческому монашескому братству? Не вся липолнота канонических православных на Святой Земле является поместнойцерковью, со всеми их уже существующими <этническими> структурами – греческой, арабской, русской, румынской – и будущими – польской, сербской,грузинской – которые, несомненно, могли бы расширить православное (пусть ине греческое) присутствие на Святой Земле? По сути дела этому соответствует на Святой Земле практика Румынской Миссииили Русской Духовной Миссии зарубежной церкви: они считают нужныминформировать Иерусалимскую патриархию о тех или иных событиях, о новыххиротониях, о приезде своих архиереев или о строительстве, но не ожидают отнее разрешения. Ведь несомненно, что не нужно выискивать особых причин длястроительства храмов, крещения детей и взрослых, для создания новых общин – все это совершенно естественно для церкви.

Иерусалимский патриарх Феофил объясняет церковные проблемы на Святой Земле ив православном мире вообще "гордыней больших православных народов". Здесьуместно вспомнить запись из <Дневников> о.Александра Шмемана о его встречес Александрийским патриархом: "Среда, 13 мая 1981. Ужин в Syosset: опять патриарх Александрийский. На этотраз он мне показался очень симпатичным старичком, я сидел рядом с ним. Ноостается вопрос: для чего нужен патриарх Александрийский? И горе Православияв том, что вопрос этот просто никому не приходит в голову...". (Дневники.с.575).

Несомненно, что Иерусалимский патриарх нужен. И не только потому, что онсуществует со времен Халкидонского собора. Но он нужен не просто в качествеглавы греческого Святогробского братства или Иерусалимского патриархата какмузея греческого присутствия, но как центр подлинного единения всехправославных на Святой Земле, их соборности, и как координатор их общейдеятельности на благо церкви и для ее возрастания. Если он отказывается отэтого, его стоит просто поминать за литургией.

Как отвечал приснопамятныймитрополит Сурожский Антоний на те распоряжения церковного начальства,которые не казались ему обоснованными благом Церкви: "принимаю к сведению,но не к исполнению".



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Сурожская епархия. Досье ЦВ»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: sourozh.tserkov.info

Все новости раздела




Представленные на данной интернет-странице материалы и мнения не предвосхищают и не подменяют собой выводы Специальной Патриаршей комиссии.
© «Церковный вестник»

.